Слово протоиерея Алексия Ладыгина на Антипасху

В голове не укладывается, почему именно такое название было дано этому воскресному дню. Потому что "анти" в нашем понимании - это "против".
Но на самом деле, если перевести с греческого языка, то это не "против", а "вместо" Пасхи. То есть, нынешний воскресный день имеет прямое отношение к Пасхе, потому что продолжается пасхальная радость.

Если бы Христос не воскрес, говорит апостол Павел, то тщетна наша вера и напрасно наше упование. Если бы не было Воскресения Христова, не было бы продолжения жизни; не было бы Воскресения, вновь бы человечество отправлялось в ад, где нет света, где нет блаженного упокоения. Вновь бы все человечество смотрело с надеждой в будущее, ожидая пришествия Христова.

Но Христос пришел и искупил род человеческий, и своей смертью упразднил смерть, и своим подвигом дал надежду человеку на жизнь вечную. И Своим воскресением Он совоскресил плоть человеческую. Он показал, что здесь, на Кресте, Он страдает человеческой плотью, принося искупление роду человеческому.

С первого дня было явление Господа. Вначале Господь явился женам-мироносицам, явился Своей Пречистой Матери, затем Он поочередно стал являться ученикам Своим, и они, встречаясь друг с другом, возвещали о Воскресении Христовом. Они отошли от того уныния, от того внутреннего поражения, которые было у них. Представьте себе, в каком состоянии они находились. В состоянии помешательства, в состоянии некоего не только внутреннего, но и внешнего страха. Если мы читаем Евангелие внимательно, то слышим, что после казни на Голгофе ученики собираются уже "дверями затворенными". Им страшно "страха ради Иудейского", говорит нам Священное Писание. Они боятся всего, потому что они были на пике земной славы, были почитаемыми и уважаемыми, потому что были учениками самого великого Учителя, Которого видела земля. И вдруг они лишились всего и весь земной мир ополчился против них.

И что Господь - когда явился им? Какие первые слова Он сказал Своим ученикам? "Мир вам!" (Лк. 24, 26).
Господь Своим явлением возвращает им внутренний мир, покой, уверенность в том, что Он с ними, Он не умер, Он воскрес. Господь вернул ученикам мир, но некое смущение все равно оставалось в их сердцах. И если мы слушаем внимательно воскресное Евангелие или читаем Евангелие внимательно дома, то знаем, как было тяжело ученикам поверить в Воскресение.

Жены-мироносицы, говорит нам Евангелие, пришли и возвестили ученикам о воскрешении Господа.Что ответили ученики на их, наверное, эмоциональное повествование? Евангелие говорит, что "они неяше веры". Они не поверили им. Тогда, говорит Евангелие, Господь явившись им, обличил их за неверие.

Но, по великому Божественному Промыслу, не было с ними апостола Фомы. Когда ученики начали взахлеб рассказывать Фоме, что они видели воскресшего Господа, Фома отвечал: "Я не иму веры". Мы часто употребляем выражение "Фома неверующий", но не представляем себе всей глубины той тайны, с которой столкнулся апостол Фома. Мы не можем понять, то ли это было действительно неверие, то ли он хотел собственными глазами увидеть Христа, собственными руками осязать Его раны, то ли в нем таилась внутренняя обила, - почему Господь явился всем, но не явился мне, почему вы видели Господа, а я не видел Его?

Господь явился Фоме в восьмой день по Своем Воскресении, то есть сегодня, в Антипасху. Когда ученики вновь собрались "дверями затворенными", и среди них уже был Фома, то Господь явился и обратился к Фоме: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим". (Ин. 20, 27).

Фоме не нужно было этого, он и так верил в это, он видел Господа своими глазами, он услышал Божественный голос своими ушами, и его поразило это, и он воскликнул: "Господь мой и Бог мой!" (Ин. 20, 28). Не так часто в Евангелии мы встретим исповедание Христа Богом. Это, наверное, самое сильное место в Священном Писании.

Господь этим самым хотел еще и еще раз показать всему миру, что Он действительно воскрес вместе с человеческой плотью. Этим Он еще и еще раз говорит нам, чтобы в этом мире не было больше неверующих людей, которые бы ставили под сомнение Его Божественное Воскресение вместе с человеческой плотью. Именно этим событием - явлением Фоме - Он делает акцент на самом слабом месте в человеческом сознании.

Многим из нас Господь открывается, видимым или невидимым образом, через наше внутреннее осязание или через наше физическое видение. Только каждого из нас надо спросить: "А ты видел Господа?". И каждый, наверное, задумавшись, ответит: "Я видел Его, я осязал Его вслед за апостолом Фомой".
В этом и заключается радость и торжество. И сегодня Антипасха - именно потому, что сегодняшним явлением Господь утвердил еще и еще раз - на века - Свое славное Воскресение.

Богоявленкский Собор Пенза

Адрес собора:

г.Пенза, ул. Октябрьская, 2/116. Тел.: 8(927)289-49-84, 39-49-84.

(ДК Железнодорожников)

www.bogoyav-sobor.com

Богоявленский Собор, г. Пенза

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook Социальной Иконка

Вопрос священнику