Чистые сердцем Бога узрят

Явление Христа ученикам. Слово на Антипасху

В голове не укладывается, почему именно такое название было дано этому воскресному дню? Потому что «анти» в нашем понимании – это «против». Но на самом деле, если перевести с греческого языка, то это не «против», а «вместо» Пасхи, то есть нынешнее воскресенье Христово имеет прямое отношение к Пасхе, потому что продолжа- ется пасхальная радость. Такого пасхального переживания, которые мы пережили в день Пасхи Христовой, конечно, не будет в воскресный день, воскресные дни. Но каждый воскресный день – и этот, и последующие – посвящаются Воскресению Христову. Поэтому особенная внутренняя радость и переживания у нас будут и в эти воскресные дни, когда мы вновь и вновь будем петь духовные песнопения, посвященные Воскресшему Христу, посвященные самому главному событию, которое было, есть и будет в Церкви Христовой. И другого подобного события не будет, потому что в нем заключено все христианство, в этом событии заключены наша надежда, наше упование. Если бы Христос не воскрес, говорит апостол Павел, то тщетна наша вера и напрасно наше упование. Если бы не было Воскресения Христова, не было бы продолжения жизни; не было бы Воскресения, вновь бы человечество отправлялось в ад, где нет света, где нет блаженного упокоения. Вновь бы все человечество смотрело с надеждой в будущее, ожидая пришествия Христова. Но Христос пришел и искупил род человеческий, и своей смертью упразднил смерть, и своим подвигом дал надежду человеку на жизнь вечную. И своим воскресением Он совоскресил плоть человеческую, и именно Он показал, что Он не жил только Своим Божеством, не пострадал только Своим Божеством, но пострадал вместе со Своей человеческой плотью. Он распялся на Кресте, Он был мучим, и эти мучения были всем видны. Поэтому над Ним измывались, издевались, над Ним острили, желая увидеть Его Божественную сущность. Но Он показал, что здесь, на Кресте, Он страдает человеческой плотью, принося искупление роду человеческому. Господь воскрес, и по воскресении Он опять-таки показывает своим ученикам, что Он воскрес вместе со своей плотью. С первого дня было явление Господа. Вначале Господь явился женам-мироносицам, явился Своей Матери, Божьей Матери, затем Он поочередно стал являться ученикам Своим, и они, встречаясь друг с другом, возвещали о Воскресении Христовом. Они отошли от того уныния, от того внутреннего поражения, которое было у них. Представьте себе, в каком состоянии они находились. В состоянии помешательства, в состоянии некоего не только внутреннего, но и внешнего страха. Если мы читаем Евангелие внимательно, то слышим, что после казни на Голгофе ученики собираются уже «дверями затворенными». Им страшно «страха ради Иудейского», говорит нам Священное Писание. Они боятся всего, потому что они были на пике земной славы, они были почитаемыми и уважаемыми, потому что они были учениками самого великого Учителя, Которого видела земля. И вдруг они лишились всего, вдруг весь этот земной мир ополчился против них. Если они посмели распять Божественного Учителя, то что бы они могли сделать с каждым из них? У них был потерян внутренний мир, они всего боялись, они переживали, они не могли в своей голове вместить этих событий. И что Господь – когда явился им? Какие первые слова Он сказал Своим ученикам? «Мир вам!» (Лк. 24, 26). Господь Своим явлением возвращает им внутренний мир, воз- вращает покой, возвращает уверенность в том, что Он с ними, Он не умер, Он воскрес. События, которые произошли, должны были произойти, иначе бы не было воскрешения всего человечества. Он вернул ученикам мир, но некое смущение все равно оставалось в их сердцах. И если мы слушаем внимательно воскресное Евангелие или читаем Евангелие внимательно дома, то знаем, как было тяжело ученикам поверить в Воскресение. Жены-мироносицы, говорит нам Евангелие, пришли и возвести- ли ученикам о воскрешении Господа. Что ответили ученики на их, наверное, эмоциональное повествование? Евангелие говорит, что «они неяше веры». Они не поверили им. Тогда, говорит Евангелие, «но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили» (Мк. 16, 11). Господь, явившись им, обличил их за неверие. Что сделал Господь, чтобы они не подумали, что перед ними привидение или какое-то видение, или какая-то галлюцинация? Попросил дать Ему есть. И Он ел рыбу, сотовый мед, и тогда Его ученики убедились, что не дух, а Сам Господь явился им. Но, по великому Божественному Промыслу, не было с ними апостола Фомы. Когда ученики начали взахлеб рассказывать Фоме, что они видели воскресшего Господа, Фома отвечал: «Я не иму веры». Мы часто употребляем выражение «Фома неверующий», но не представляем себе всей глубины той тайны, с которой столкнулся апостол Фома. Мы не можем понять, то ли это было действительно неверие, то ли он хотел собственными глазами увидеть Христа, собственными руками осязать Его раны, то ли в нем таилась внутренняя обида, – почему Господь явился всем, но не явился мне, почему вы видели Господа, а я не видел Его? Такая вот детскость. Когда один ребенок говорит другому: «У меня есть игрушка», – а другой отвечает: «А я не верю, у тебя этой игрушки нет!» Он говорит так, не потому что он не верит, а потому что ему обидно, что у того ребенка есть эта игрушка, а у него ее нет. Вот апостол Фома. Он испытывает что-то подобное, когда го- ворит: «если не увижу... не поверю" (Ин.20:25) Конечно же, он верил, конечно, видел восторженные лица других апостолов. Представьте себе, на Пасху Христову мы улыбаемся, мы радост- ные, мы веселые, мы понимаем, что Пасха Христова достигла нас, что мы увидели духовными очами воскресшего Господа, и мы радуемся, как дети. Христосуемся! А придет человек со стороны в Церковь, посмотрит на это и скажет – они ненормальные. Они ведут себя неестественно, потому что, для того чтобы понять это, это надо осознать, этим нужно жить. Конечно, апостол Фома жил этим, внутри он искал Господа, но не мог согласиться с тем, что Господь явился всем и не явился ему, он никак не мог думать, что Господь не любит его. Господь явился Фоме в восьмой день по Своем Воскресении, то есть сегодня, в Антипасху. Когда ученики вновь собрались «дверями затворенными», и среди них уже был Фома, то Господь явился и обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27). 18 Фоме не нужно было этого, он и так верил в это, он видел Гос- пода своими глазами, он услышал Божественный голос своими ушами, и его поразило это, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 28). Не так часто в Евангелии мы встретим исповедание Христа Богом. Это, наверное, самое сильное место в Священном Писании. Господь этим самым хотел еще и еще раз показать всему миру, что Он действительно воскрес вместе с человеческой плотью. Этим Он еще и еще раз говорит нам, чтобы в этом мире не было больше неверующих людей, которые бы ставили под сомнение Его Божественное Воскресение вместе с человеческой плотью. Именно этим событием – явлением Фоме – Он делает акцент на самом слабом месте в человеческом сознании. Когда сектанты подходят и говорят: «А покажите мне место в Евангелии, где Христос называется Богом или зовется Богом», тогда мы всегда показываем исповедание Христа апостолом Фомой: «Господь мой и Бог мой!». И вместе с апостолом Фомой мы сегодня говорим вот эти удивительные слова, что действительно Христос – и Господь наш, и Бог наш. И у нас нет неверия, потому что видение Бога не может открыться где-то на стороне. Человек самым простым, обыкновенным и очень коротким образом может увидеть Бога в Церкви. И апостолу Фоме Господь не открылся где-то в случайном месте. Он открылся ему в собрании апостолов, в Церкви Божьей, когда ученики собрались в воскресный день на молитву. Там и явился Господь, и открылся апостолу Фоме. И многим из нас Он открывается, видимым или невидимым образом, через наше внутреннее осязание или через наше физическое видение. Только каждого из нас надо спросить: «А ты видел Господа?» И каждый, наверное, задумавшись, ответит: «Я видел Его, я осязал Его вслед за апостолом Фомой». В этом заключаются радость и торжество. И сегодня Антипасха – именно потому, что сегодняшним явлением Господь утвердил еще и еще раз – на века – Свое славное Воскресение. Это Воскресение Он утверждает для каждого из нас, верующего, через две тысячи лет. Для верующих через пять тысяч лет тоже будут звучать эти удивительные слова, сказанные апостолом Фомой. И так же будет читаться это удивительное Евангелие, которое вновь и вновь будет открывать людям воскресшего Господа, и они будут выходить из храмов, так же, как и мы сегодня выйдем из храма, внутренне увидевши и осязавши Господа. Аминь!

Богоявленкский Собор Пенза

Адрес собора:

г.Пенза, ул. Октябрьская, 2/116. Тел.: 8(927)289-49-84, 39-49-84.

(ДК Железнодорожников)

www.bogoyav-sobor.com

Богоявленский Собор, г. Пенза

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook Социальной Иконка

Вопрос священнику