Чистые сердцем Бога узрят

День Святой Троицы. Святая Пятидесятница

 

Возлюбленные о Господе братья и сестры, поздравляю вас с праздником Святой Троицы, потому что в этот день Господь явил полноту Своей Божественной сущности. Бог и Отец благословил сегодня снизойти на землю Духа    Святого. И если бы Господь наш Иисус Христос не поднялся на Небо, не вознесся бы, то не было бы возможным сегодня пришествие Духа Святого. Сегодняшний день мы называем днем рождения Церкви Христовой, ибо Церковь обрела не только свою внешнюю структуру, но сотворилась благодатью Святого Духа. Мы можем говорить и о том, что сегодня – день рождения нашего прихода. Сегодня первая Пятидесятница в этом святом храме. Много будет еще отслужено Пятидесятниц, но сегодня, наверное, самая главная, потому что это первая, и сегодня здесь обилие благодати Божьей. Дух Святой почивает здесь. И мы сегодня чувствовали за богослужением, как эта благодать касалась нашего сердца. В этом есть великая радость. Где есть Дух Святой, там есть жизнь. Сегодня Господь оживотворяет Церковь Христову, восполняет каждого из нас. Ведь в человеческой жизни очень важно пройти и через Пятидесятницу. Для каждого крещеного человека днем Пятидесятницы является день его крещения, когда в Таинстве Миропомазания сообщается апостольская благодать, которая дает внутреннюю жизнь человеку, именно духовную жизнь. Крещение есть духовное рождение, и человек рождается в день крещения для духовной жизни. У священнослужителей бывает еще несколько Пятидесятниц. Это когда их посвящают в дьякона, а затем во священника, а если кто бывает епископом, то для него и полнота этой Пятидесятницы бывает во время архиерейской хиротонии. Но Божественная благодать постоянно ослабевает в наших сердцах, постоянно оскудевает в нас. Когда же она восполняется, когда мы соприкасаемся с этой великой Пятидесятницей? Тогда, когда приступаем к великим таинствам Церкви Божьей. Таинств в Церкви семь, мы знаем эти таинства – от таинства Крещения до таинства Священства. Все эти таинства, такие как: исповедь, причащение, елеосвящение, покаяние – это тоже соприкосновение с благодатью Духа Святого. Бог действует в нас невидимо, посылая нам эту благодать. Ну, а видимо мы соприкасаемся с этой тайной в Церкви. Когда исповедуемся, мы говорим о своих грехах, но мы не видим, как эти грехи уходят от нас. Мы чувствуем только успокоение нашей совести и облегчение. Облегчение не только духовное, но и физическое. Мы чувствуем радость, когда мы причащаемся, когда мы подготовились к таинству Святого Причастия, затем мы принимаем Христа в себя. Мы чувствуем внутреннее обновление, какую-то особую близость к Богу, внутреннее вдохновение и радость. Это также действие Благодати Божией. Сам Господь входит в нас, потому эти семь таинств и называют таинствами, что какие-то действия мы совершаем видимо, а невидимо, тайно, происходит нечто особенное – сам Господь невидимо дает нам обилие Благодати Божией. Если человек не приступает к таинствам Церкви, он не соприкасается со Святой Пятидесятницей. Для него она становится непонятной. Он, вроде бы, живет обычной человеческой жизнью, но нет вдохновения, нет радости, а самое главное, нет обновления. Почему на Святую Троицу мы приносим в храм ветки, почему здесь трава? Это признак жизни. Только Дух Святой дает жизнь всей земле. Только Божественное Слово наполняет эту землю, и земля каждый год обновляется. Эти ветки, эта трава – символ нашего обновления. Если мы не будем каждый год обновляться, то не будет в нас духовной красоты, не будет в нас духовной силы совершать то необходимое, что приводит нас в Вечные обители. Сегодня мы празднуем Троицу. Троица – это Бог наш: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, Троица единосущная и нераздельная. Почему единосущная? Потому что есть единая Божественная природа. Мы говорим, что у человека есть человеческая природа, которая отличает его от природы животных. Эта человеческая природа свойственна каждому человеку, а есть Божественная природа. И вот эта Божественная природа свойственна Богу нашему. Но наша природа разделенная, Божественная же природа единая. Почему мы разделены? Потому что мы не живем в духе любви, мы не живем в образе Бога нашего, в нас нет любви, мы несчастные люди, потому что мы не можем любить друг друга подлинно, по-настоящему. Но иногда мы видим некую аналогию этой подлинной любви в наших человеческих отношениях. Весна. Молодые люди любят друг друга и женятся, образуя семью. Мы смотрим на них и говорим: «Надо же, как они похожи друг на друга. Вроде бы и разные волосы у них, и носики – у кого прямые, у кого курносые, – а мы говорим, что они похожи». Их схожесть не внешняя, а именно внутренняя, духовная, – любя друг друга, они становятся единым целым. Во время венчания священник провозглашает: «Венчая их, плоть едину». Они становятся единым целым, потому что единым целым становятся их внутренние свойства, их природа, хотя они и остаются раздельными людьми: остается Маша, остается Паша. Они разные, но мы говорим, что они единое целое, они внутренне соединяются. Где есть любовь, там есть совершенство, где есть совершенство, там есть это единое целое. Поэтому мы и говорим, что Бог наш есть един по Своему существу. Это едино-целая природа, но Он имеет три лица или три ипостаси, как бы мы сказали по- гречески, потому что свойства у каждой ипостаси совершенно разные. Отец рождает Сына и посылает Духа Всесвятаго, от Него исходит Дух Святой. У Сына свойства – только рождение от Отца, у Духа – только исхождение от Отца. И эти свойства разделяют лица Святой Троицы, показывая, что Троица, хотя и нераздельная, но имеет три лица, три ипостаси. Человек создан по образу и подобию Божьему, значит, в нас тоже есть эта троичность? Есть! Когда мы говорим о человеке, мы говорим, что в нем есть частица отца, есть частица матери, а в то же время – это один человек. И никто никогда не объединяет те свойства, которые человек принимает от родителей. Если видят что-то плохое, то говорят – это он в отца, если что-то хорошее – это он в мать. Или наоборот, как бы подчеркивая, отделяя эти свойства. Но эта троичность – плоть, душа и дух свойственна каждому из нас. Мы живем этой троичностью, потому что она является сущностью нашей, потому что мы созданы по образу и подобию Божьему. И очень много различных символов, даже государственных, отображают эту троичность. Например, наш храм. Из скольких частей он состоит? Из трех. А почему именно из трех частей? Потому что здесь заложено, что мы православные, поклоняемся нашему Богу. Приветствуя друг друга, мы лобзаемся трижды, мы, когда входим в храм, трижды крестимся. Когда крестимся, соединяем три пальца вместе, подчеркивая, что Бог наш есть Троица. Святой благоверный князь Александр Невский, когда шел на битву, поднимая свое войско, говорил: «За Святую Троицу!» Троичностью, или Святой Троицей, объединял преподобный Сергий Радонежский междоусобные русские княжества. Именно образ Пресвятой Троицы в согласии и любви, написанный преподобным Андреем Рублевым, показал, что сила и спасение народа нашего будет только тогда, когда мы обретем ту великую любовь, которая объединяет Святую Троицу. Сегодня очень важный для нас праздник, он очень значимый, он очень теплый, он очень радостный, он дает жизнь! Он одухотворяет нас, он объединяет нас с теми, кто живет сейчас на земле, и с теми, кто уже отошел в мир иной. И сегодня, когда мы молились, читали коленопреклоненными молитвы, Церковь еще и еще раз напомнила нам, что у Бога нет мертвых, у Бога все живы. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых! И поэтому Господь принимает сегодня славословие о тех, кто живет на земле и тех, которые отошли в мир иной. Вместе с нами, едиными устами и единым сердцем прославляет в Троице славимого Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Сегодняшний праздник должен научить нас настоящей и подлинной любви, единению и единству, сохранению наших христианских ценностей и передаче их нашим детям и внукам. Чтобы они жили в этой великой православной традиции, которая каждый год будет обновлять и оживотворять нас. Дорогие мои, я поздравляю вас с днем Святой Пятидесятницы, с днем Святой Троицы! Всем вам благодати Духа Святаго. Я поздравляю вас с первым богослужением в день Святой Пятидесятницы в нашем храме. Всех вас, дорогие мои, еще раз с праздником! Аминь!

Богоявленкский Собор Пенза

Адрес собора:

г.Пенза, ул. Октябрьская, 2/116. Тел.: 8(927)289-49-84, 39-49-84.

(ДК Железнодорожников)

www.bogoyav-sobor.com

Богоявленский Собор, г. Пенза

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook Социальной Иконка

Вопрос священнику