Чистые сердцем Бога узрят

Дела Иродиады в современном мире

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, в этот святой и воскресный день, мы празднуем день усекновения главы честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна! Иоанн Креститель – великий пророк, проповедник пришествия Христа Спасителя на землю. Мы называем его Предтечей, ибо на его долю выпала нелегкая миссия растопить и смягчить жесткие сердца человеческие, приготовляя их к тому, чтобы они были способны воспринять спасительную проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Сам Спаситель называет святого Иоанна Крестителя большим из всех, рожденных женами. Нет пророка выше и больше него. Почему? Не только, потому что само служение, выпавшее на его долю, было особым, но и потому что совершал он это служение необыкновенно ревностно, совершенно забывая себя. Каким образом он посвятил себя этому служению? Мы знаем многих великих людей, которые отдаются земному служению, земному Отечеству, но не забывают и о себе. Мы знаем великих святых, которые совершали огромный подвиг, но их подвиг был малым по сравнению с подвигом самого великого пророка. Почти с самого момента рождения святого Иоанна искали затем, чтобы убить. Потому что в нем видели мессию, в нем видели Царя Израилева. И пришлось матери его Елисавете укрываться вместе с младенцем в пустыне, и пустыня укрыла их. Но вскоре мать отошла ко Господу, а этот 3-летний младенец остался жить в пустыне и воспитывался пустыней. Пустыня была его домом, его кровом. Пустыня была его постелью, его подушкой, его одеялом. Иоанн Креститель не знал, что такое домашний уют, он никогда не нежился в постели, не помнил ласки матери и близких, не видел вкусных яств, которые бы подавали ему. Он никогда не пил вина и не одевался в дорогие одежды. Уделом его была власяница – одежда, сотканная из верблюжьей шерсти, черствая, жесткая, колючая, которая прикрывала, но не умягчала и не согревала. И препоясан он был кожаным поясом. Так Иоанн Предтеча жил в пустыне, а Ангелы небесные открывали ему тайны домостроительства Божьего. Подвигом своим он так проник в глубины Божественной тайны, что голос его звучал, как голос Божий. Он не знал в жизни никакой цели, кроме одной – послужить Богу, приготовить людей к Его приходу. Он знал, что в мир грядет Мессия, и знал, что прежде Его прихода он должен растопить сердца людей, должен сказать им правду. Но мы не любим, не хотим слышать правду. Если кто скажет нам правду, он станет злейшим нашим врагом. Будь то священник, будь то великий святой, – он все равно станет нам врагом. Сколько мы знаем людей, которые приезжали на исповедь к старцам в монастыри, в обители и лавры, но которые после этого больше не переступали порог церкви Божьей. Потому что старцы говорили им правду, открывали их жизнь. И говорили о том, что дальше так жить невозможно. Сколько людей ненавидит священников, и Церковь Божию, и самого Бога, потому что правда Божия не подходит им, они не хотят жить по правде Божией. Поэтому в них кипит ненависть ко всем тем, кто проповедует эту правду, кто хочет наставить их на путь истинный. «Я хочу жить так, как я хочу!» Вот с такой проповедью вышел Иоанн Креститель в Иордан- скую пустыню и стал призывать народ к покаянию, ибо приблизилось Царствие Божие. Он в глаза говорил этому народу, который себя считал возвышенным и избранным, потому что имел истин- ное поклонение: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3, 7-9). Не наше родство, не наша принадлежность соделывает нас сынами Царствия Небесного, но только жизнь по правде Божией, исполнение Закона Божиего. Святой Иоанн призвал всех тех, кто жил не так, как заповедовали святые праотцы, как повелел сам Господь в законе, который Он дал Моисею на горе Синайской, принести достойное покаяние в своих грехах, а в знак очищения крестил их в водах Иордана. Конечно, многим людям было неприятно слышать такие речи, его слова были как гром среди ясного неба! Эти обличения и призывы великого святого человека сотрясали не только умы и сердца человеческие, но и землю, и небо, привлекая многих и многих людей к Иоанну Крестителю. Люди приходили, плакали, признавались, что действительно живут недостойно, каялись в своих грехах, а Иоанн Креститель омывал их в водах Иордана. Его голос звучал все сильнее и сильнее. Этот голос был бесстрашным, он не делал различий между людьми, одинаково обращаясь к сильным и слабым, к бедным и богатым, к низким и великим мира сего. Что он говорил простолюдину, то сказал и царю Ироду, обличая его в неправде. В чем он обличил его? В том, что Ирод сожительствовал с женой своего родного брата, отобрав ее у него. Она жила в его доме и стала его сожительницей. Конечно, хорошо жить при царе, но жить вне закона царю нельзя, потому что царь или любой руководитель, являясь вождем своего народа, уже не может жить для себя. Он не может жить для пьянства и разврата, он должен жить для своего народа, потому что народ смотрит и равняется на него. И если власть утопает в грехе и беззаконии, то такая власть не может требовать от народа, чтобы он жил в правде: чтобы не было коррупции, не было повсеместного греха и беззакония. Как живет власть, так живет и народ. И если власть живет в неправде, то эта неправда пронизывает всех. Иоанн Креститель видел это и обличал царя Ирода, говоря: «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6, 18). Если хочешь спастись и быть достойным сына Авраама, оставь свой грех и иди вслед за правдой Божией. Но не мог Ирод отказаться от своего греха. Не мог, потому что он был им пропитан. Потому что он боялся сумасбродной, вспыльчивой, жестокой, безнравственной Иродиады. И боялся не только за себя, но и за Иоанна Крестителя, поэтому и упрятал его в темницу. Но один грех порождает другой, одно беззаконие рождает другое беззаконие. А безумная жена, которая не верит в Бога, имеет жестокое коварство в приложение к своему беззаконию. Так случилось и в этот раз. Ирод ко дню своего рождения призвал во дворец гостей. Конечно, все пили, ели, пребывали в удовольствии. И тут развлечь их пришла дочь Иродиады – Саломия, которая перед ними плясала, красовалась, показывая этим безумным пьяницам свои непотребные места. И угодила пьяной толпе. Ирод сказал: «Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже 142 до половины моего царства» (Мк. 6:22-23). Пошла она к матери и спрашивает: «Чего просить?» А мать, очевидно, объяснила ей примерно так: «Мы и так все имеем, и не только полцарства, но и все царство. Но мы можем этого лишиться, если Ирод послушает Иоанна Крестителя, отправит нас обратно к Филиппу, и мы снова станем бедными и бесславными...». «Что же делать, чего просить?» – спрашивает Саломия. «Головы Иоанна Крестителя», – ответила Иродиада. (Мк. 6, 24). Тогда Саломия пошла к Ироду и объявила: «Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя» (Мф. 14, 8). Опечалился Ирод, но ради клятвы и присутствующих на пире он послал спекулатора (т. е. оруженосца и палача), и тот принес на блюде главу Иоанна Крестителя. Святое предание повествует о том, что и, будучи мертвым, святой пророк продолжил обличение Ирода и Иродиады. И она не удержалась и стала булавкой колоть уста праведника. Но Господь поругаем не бывает: наказан был и Ирод, и Иродиада, и Саломия. И наказываются по сей день многие люди, которые пребывают в этом беззаконии. Неужели, взглянув на свою жизнь, мы осмелимся сказать, что не делаем того же, что делала Иродиада, отправляя свою дочь на беззаконие? Вспомним день вчерашний: где были наши дети? Они были в церкви вместе с нами? Или проводили время у телевизора и компьютера? Или были на каких-то пьяных вечеринках, гулянках по ночным клубам или другим увеселительным учреждениям? И по сей день мы уподобляемся неразумным родителям! Неужели мы, подобно Иродиаде, отправляем своих детей на беззакония, туда, где вновь и вновь хотят, чтобы на блюде принесли голову Иоанна Крестителя? Ведь глава Иоанна Крестителя – это не просто голова пророка, это слово Божие! Это глас вопиющего в пустыне! Потому что Предтеча не жил своей жизнью, он жил жизнью Христовой, будучи проповедником пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Мы празднуем сегодняшний день, потому что Небо получило праведника, а земля получила святого. Потому что сегодняшний день явился святящимся Словом для всех смертных, пребывавших во тьме, потому что после своей смерти на земле Иоанн Креститель проповедовал всем тем, кто ожидал пришествия Христова в темнице, где томились души умерших, – то есть в аду. Ибо всякий умерший до пришествия Христова – и праведник, и грешник – находился в аду. Не были еще открыты двери Царствия Божьего. И туда, во ад, спустился Иоанн Креститель и возвестил о том, что скоро придет их освобождение, что Господь уже на земле, Он уже проповедует и готов совершить то дело, ради которого жили тысячи и сотни тысяч праведников, ожидавших многие тысячелетия того времени, когда придет Он и откроет двери Царствия Божиего. Сегодня я всех вас, дорогие мои, от души поздравляю с этим замечательным, удивительным и отчасти скорбным днем. Мы скорбим, что земля всегда лишалась праведности и святости нашими руками. Мы скорбим, что святость и праведность, а лучше сказать, что правда Божия не встречает широкого отклика и радости в сердцах людей. Всегда человек, который хочет сотворить беззаконие, отказывается от правды. Вспомним хотя бы 1917- й и последующие за ним годы. Вы думаете, кому-то мешали церкви как архитектурные строения или священники как класс в этом обществе? Нет. Но те, кто хочет сотворить беззаконие, стирает с лица земли церкви Божии, стирает веру и уничтожает слуг Божиих. Потому что они не нужны этим людям. Потому что слуги Господни всегда будут говорить правду Божию и нести закон Божий в нашу жизнь. Аминь!

Богоявленкский Собор Пенза

Адрес собора:

г.Пенза, ул. Октябрьская, 2/116. Тел.: 8(927)289-49-84, 39-49-84.

(ДК Железнодорожников)

www.bogoyav-sobor.com

Богоявленский Собор, г. Пенза

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook Социальной Иконка

Вопрос священнику