Чистые сердцем Бога узрят

«Куда идешь, Господи?»

 

Всех вас, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, от души поздравляем с празднованием памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы очень часто, когда взираем на образ святых угодников Божиих, говорим о том, что это святые, а мы вот грешные... Как мы можем жить, как мы можем совершать свой подвиг земного служения, как мы можем спастись? Но, говоря так, мы забываем о том, что любые святые, память которых мы празднуем, являются такими же земнородными, как и мы. Они точно так же имели и заботы, и земные попечения, но увидели нечто важное, самое главное и необходимое в этой земной жизни и затем посвятили этому свое служение. Хотя это служение так же совершалось через падения и восстания. Вот перед нашим взором открывается жизнь святого апостола Петра, память которого мы сегодня празднуем. Мы знаем о нем, что он был родом из Вифсаиды. Знаем, что он был женатым человеком: у него была жена, дети, у него была теща, так же как и у всех на земле. Но когда Господь пришел на служение, Он призвал Петра. Сначала его брата Андрея, потом его. Увидев в нем особое, наверное, дерзновение и ревность, непомерную даже ревность, желание до самой смерти, мученической смерти, служить Христу. И апостол Петр ответил на этот призыв Христа. Вот вам и человек семейный. А теперь представьте, священник подойдет и скажет: «Слушай, Иван, пойдем, будешь служить в Церкви». А Иван скажет: «Что ты, батюшка?!» Я даже порой людей приглашаю в алтарь послужить, а мне говорят: «А я не готов». Казалось бы, «без отрыва от производства», как говорят в народе, а все равно «я не готов»... А тут апостол Петр говорит: «А я готов». Он оставил семью: детей, жену, тещу, – и пошел вслед за Христом. Причем он говорил такие вещи, которые не мог сказать никто другой. Вы слышали сегодня в Евангелии. Когда Господь спросил: «За кого люди почитают Меня?» Одни говорят: за Иоанна Крестителя, другие – за Илию, третьи – за Иеремию или одного из пророков. Тогда Господь спрашивает у учеников своих: «А вы за кого 94 почитаете Меня?» И апостол Петр отвечает ревностно, ярко: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 13-16). Тогда Иисус сказал ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16, 17). И сказал ему Господь удивительные слова: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 18-19). Это исповедание Христа дает право Церкви Христовой отпускать грехи или связывать их здесь, на земле, Сам Господь дает такое удивительное право. И когда мы приходим на исповедь, мы чувствуем, как Церковь, пользуясь этим правом, дает облегчение каждому человеку. Как снимает тяжкий груз греха с наших плеч этой властью, данной Церкви Самим Жизнодавцем Христом. Мы видим и дальше апостола Петра в его служении, в его исповедовании, в его благоговейном отношении ко Христу. То он просит Господа, чтобы Он избежал страданий, не понимая великой миссии Христа. То он идет навстречу Христу по водам и, усомнившись, начинает тонуть. То во время Тайной вечери прекословит: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» (Ин. 13, 6). То он отрекается от Христа, побоявшись этого мира. Падение и тут же восстание. А еще мы видим его горькие слезы, которые непрестанно льются из его глаз после того, как Петр осознал всю тяжесть своего отречения. И даже после того, как на море Тивериадском Господь возвращает ему апостольское звание через те слова, что Христос обратил к нему: «Симон Ионин…», Он уже не называет его Петром, потому что всякое отступление лишает нас права называться божественным именем. Лишает нас права называться христианами. Потому что христианин – не тот, кто только просвещен, но тот, кто исполняет закон Христов, кто идет за Христом, кто не смеет от Него отречься ни явно, ни тайно, ни словами, ни помыслами. И Господь обращается к нему: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Петр говорит: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21, 15). Трижды Господь так вопрошал и возвел его в апостольское звание. И хоть снова святой Петр возведен во апостолы, он продолжает горько плакать, вставая утром с пением петуха, напоминавшего 95 ему об отступничестве, о его опрометчивом шаге, о его грехе, хотя и прощенном, но не дававшем Петру покоя. Как и нам не дают покоя многие грехи даже после исповеди, потому что напоминают о себе, напоминают о том, как мы слабы, как малодушны, как еще не достойны нашего Господа, Который, невзирая ни на что, постоянно соединяет нас с Собою через святое Причащение. После Воскресения Христова апостол Петр пошел проповедо- вать слово Божественной истины среди иудеев. Он просветил многие земли и в конце своей жизни пришел в Рим. А в римской христианской общине настолько любили и ценили Петра, что стали его уговаривать: «Апостол, уходи отсюда, потому что Нерон воздвигает гонения на христиан». И он, будучи смиренным и послушным, внял просьбам христианской общины и решил покинуть Рим. Но когда он выходил из Рима, то увидел, что навстречу ему идет Христос. «Куда идешь, Господи?» – спросил Петр. (Известная фраза: «Камо грядеши?» – «Куда идешь?») «Иду в Рим, – отвечает Христос, – чтобы снова быть распятым». И это было знаком для апостола Петра, что он не должен уходить от своего креста, который ему определил Господь. И Петр вернулся в Рим и был осужден императором Нероном на распятие на кресте. И святой апостол Петр попросил, чтобы его распяли вниз головой. Он сказал, что недостоин повторить подвиг Христа Спасителя и желает принять смерть не так, как Христос. Потому что мы ниже Его. Сегодня мы также празднуем память святого апостола Павла. Апостол Павел был уже совершенно другим человеком. Если апостол Петр был из простой среды, из рыбаков-простолюдинов, то апостол Павел – это был ученый, высокообразованный муж. Он был родом из Тарса Киликийского, имел римское гражданство. Гражданин Рима – это высокое звание, его носили самые достойные люди Римской империи. Павел получил блестящее образование. Он мог бы занять высокое положение в обществе и старался пользоваться своим образованием. Павел был среди книжников, фарисеев, он рассуждал о Боге, говорил о богословских вещах. И вдруг появился Христос, который, по мнению книжников и фарисеев, богохульствует, называя Себя Сыном Божиим. И тогда Павел, пользуясь своим положением, побивает христиан, преследует их. Мы знаем, что апостол Павел участвовал в побиении камнями святого великомученика, первомученика даже, архидиакона Стефана. Затем он идет в Дамаск, чтобы там найти христиан среди иудейской общины и расправиться с ними. И вот по пути в Дамаск с ним происходит нечто удивительное: ему является Сам Христос в Своем Божественном свете, ибо Господь не только находится во Свете неприступном. Бог наш есть Свет, и если смотреть на Него, то можно ослепнуть. И апостол Павел действительно ослеп, когда смотрел на этот Свет. Пораженный, он спросил: «кто ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян. 9, 5-6). В Дамаске апостол Павел принимает крещение от рук апостола Анания и становится ревностным проповедником славы Христо- вой. Он использует свое образование, свои знания, он пишет прекрасные Послания, в которых описывает христианскую этику, нравственность, открывает тайны христианской догматики, говорит о важности служения Христу. Он везде и всюду проповедует, проповедует, не жалея себя. Сегодня мы в Посланиях слышали, как он говорит: «От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками» (2 Кор. 11, 24). Однажды его побивали камнями, сочли мертвым и выбросили за город. Но Господь давал ему силы встать и снова идти на проповедь. Много раз он бывал в голоде, в холоде, несколько раз попадал в кораблекрушения. Один раз даже провел день и ночь на дне моря, но волна выбросила его, и он остался жив и продолжал свое служение Господу. Апостол Павел также принял мученическую кончину в Риме. Этих людей, о которых говорит Священное Писание, весь мир недостоин. Если посмотреть на них современными мирскими глазами, то понять их мотивов невозможно. Какие-то сумасброды. Один – рыбак, имел семью, имел какой-то доход и мог бы жить себе преспокойненько, заниматься своей жизнью. Другой – муж образованный, мог бы себе преподавать в богатых семьях, иметь хороший доход и также жить себе преспокойненько. Ведь мы все ищем в жизни «теплого местечка»: хорошей работы, спокойной жизни, – и живем в свое удовольствие. А здесь – какое-то безумие:  люди идут и проповедуют Воскресшего Христа. Что ими двигало?! Ведь мы привыкли, что нами движут сегодня только деньги, только материальные интересы. Мы из-за денег готовы даже идти на убийство, на разбой. Готовы убивать самых близких и дорогих людей, когда делим имущество. А здесь мы видим совершенно обратное: люди по своему достоинству могли бы иметь тихую и спокойную жизнь, но оставляют все и идут проповедовать. Почему они пошли? Да потому что они были свидетелями проповеди Христа, потому что они были свидетелями Воскресения Христова, потому что они были свидетелями жертвенной любви Самого Спасителя к этому миру. Они знали, что Господь может дать человеку за искреннюю веру. Как мы сегодня слышали, апостол Павел был восхищен до Третьего Неба. Если он не был свидетелем проповеди и смерти, и Воскресения Христова, то Господь его вознес до Третьего Неба. И апостол увидел то, что Господь дает верующему человеку. Он услышал такие слова, которые не могли бы прийти на сердце человеку, живущему здесь, на земле. Он говорит, что «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 4). И это он не мог пересказать – человек образованный из образованнейших... Вот что Господь уготовал любящим Его. И святые апостолы знали эту правду, они видели ту любовь, о которой мы говорим, они видели ее и на словах, и в действии. Они видели любовь Христову и понимали, что этот мир без Христа превратится в стадо животных, которые уничтожат сами себя. И только Христос Своей благодатью, Своей любовью, Своим законом может восстановить этот мир, может призвать человека к самому высокому служению. И они пошли и стали проповедовать, и они не жалели себя. Почему не жалели? Да потому что знали, что не сегодня-завтра ты можешь умереть и оказаться вне Христа, а если ты послужишь Христу, если отдашь Ему всю свою жизнь, все свои силы, то тогда ты будешь с Ним и в вечности. Ты не только услышишь и узнаешь, но будешь всегда пребывать в этих неизреченных глаголах. И ради этого они оставляли все земное, ради этого святые новомученики и исповедники российские расставались с земной жизнью. Многие глубоко верующие люди оставляли суету этого мира и шли за Христом, потому что знали, что жизнь на земле скоротечна. Не успев начаться, она уже заканчивается буквально на глазах, и смерть заключает нас в свои холодные объятья. А вот что будет дальше, зависит от того, как мы жили на земле. Были ли мы со Христом, любили ли мы Его, шли ли мы за святыми апостолами. В зависимости от этого и определятся наши вечные обители. Поэтому сегодня Святая Церковь, празднуя память святых апостолов Петра и Павла, обнажает пред нами их жизнь и говорит: вот так должен жить каждый христианин. Вот как он должен гореть верой Христовой; и словом, и делом, и помышлением проповедовать Христа на этой земле, чтобы сподобиться вместе со святыми апостолами Петром и Павлом воссылать в вечных обителях Славу Господу нашему Иисусу Христу. Аминь.

Богоявленкский Собор Пенза

Адрес собора:

г.Пенза, ул. Октябрьская, 2/116. Тел.: 8(927)289-49-84, 39-49-84.

(ДК Железнодорожников)

www.bogoyav-sobor.com

Богоявленский Собор, г. Пенза

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook Социальной Иконка

Вопрос священнику