Чистые сердцем Бога узрят

«Идем, а над нами – птицы!»

 

Дорогой Владыка Иринарх! Позвольте в этот радостный, светоносный последний пасхальный день приветствовать Вас словами, которые радуют нас весь этот период: «Христос Воскресе!» «Воистину Воскресе!» Сегодня мы испытываем особые чувства, потому что по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Вы отслужили в нашем храме Божественную литургию и освятили престол во имя благоверного князя Дмитрия Донского, супруга преподобной Евфросинии Московской – Евдокии Московской, как мы еще ее называем мирским именем. И сегодня семья слилась воедино. Вот в этом небольшом столичном храме, в том месте, где был удел преподобной Евдокии и Димитрия. И это историческое место заключает в себе глубокие семейные традиции и ценности, которые в наши времена, к сожалению, почти иссякли. Чтобы возродить их, мы возвращаемся к истории нашего Отечества, заглядываем в жизнь наших предков и видим удивительные примеры и образцы семейной жизни. Такой образец нам явили Димитрий и Евдокия – верные супруги, любящие супруги, родившие много детей. И здесь, в этом примере, мы видим особое служение супруга Отечеству. И служение супруги своему мужу. Ведь святая Евфросиния во всем поддерживала, помогала и укрепляла супруга, как в трудные, так и в повседневные минуты его жизни. На второй седмице после Святой Пасхи, в день Радоницы, Святейший Патриарх в Кремле отслужил молебен у мощей преподобной Евфросинии Московской и призвал всех женщин научаться образу семейной жизни у Преподобной, ну, а верности и любви, конечно, научаться у Дмитрия Донского. Вы знаете, Владыка, в особенные минуты Господь в этом храме являл Свою благодать особым, видимым образом. Эту благодать, конечно, мы чувствуем внутри себя постоянно. Кто-то ее чувствует больше, кто-то меньше, – «яко же можаху», как говорит нам Святая Церковь. Кто как может воспринять, так в того и входит благодать. Но для всех она явно являлась здесь несколько раз. Когда мы поднимали первый крест на колокольню, это было поздним зимним месяцем, но уже шли дожди. И когда мы вышли,  глядим, а туча такая, что все небо темное. А когда вынесли крест, стали поднимать его на купол колокольни, туча вдруг расступилась, над нами очистился клочок неба с пробивающимися лучами солнца, хотя вокруг оставались тучи, и неожиданно появились птицы: журавли прилетели, облетели вокруг храма и улетели обратно в сторону Запада. Сегодня мы также служили Божественную литургию, и Вы знаете, Владыка, идем, а над нами – птицы! Вот это благодать видимая, она тоже присутствует здесь, и сегодня Господь показывает, что Вы нам принесли обильную благодать. Благодать полноты архиерейского служения. И наши сердца, конечно, не могут этому не радоваться, они исполнены великой радости, пасхальной радости. И вот так закончить Пасху, чтобы оказаться на службе возле епископа, который дарует такую обильную благодать, – наверно, мечтает каждый приход, каждый христианин. Владыка, мы благодарны Вам. Господь ведет Вас особым путем. Вы назначили этот день (наверное, Господь Вам указал) и принесли нам эту благодать! Мы благодарны Вам за это, и позвольте преподнести Вам сегодня пасхальное яйцо. Малое пасхальное яйцо у Вас уже есть, а это большое – с образом нашей преподобной Евфросинии Московской – будет Вам всегда напоминать о том, что в нашем храме Вас очень любят. Что здесь за вас молятся и желают Вам всяческих успехов в земном служении и в служении, конечно же, небесном. Ну и вот эту картину, которую специально для Вас написала наша прихожанка, известный художник Ирина Калькутина-Костюченко. Я попросил ее: «Ирина, напиши что-то для Владыки, что тебе Господь на сердце положит». Она написала эту картину. Я глянул и обомлел. Потом и название подписала: «Тишина». Вот здесь, по этому свежему морю, плывет кораблик: тихо так, безмятежно. Пусть эта картина будет символом Вашего столичного служения, чтобы Ваше служение было таким же тихим, безмятежным. Ну, а мы будем взирать на Ваше служение, назидаться примером и, конечно же, молиться, чтобы, не приведи Господь, в Вашем служении не встречались никакие подводные течения и камни. Многая Вам, Владыка, и благая лета!

 Ответ Владыки Иринарха

«Через покаяние душа очищается от ржавчины греха»

Спасибо, отец-настоятель, за теплые слова приветствия и по- желания тишины и спокойствия в епископском служении, которого, правда, никогда не бывает. Святейший Патриарх Кирилл, когда еще был митрополитом, как-то сказал, что дьявол всегда стремится строить козни священнослужителям, и что самые сильные удары наносятся по высшим эшелонам власти церковной – по епископату. Поэтому епископ никогда не может иметь покоя, его покой и мир может быть только внутри его души, в сердце его, если он способен этот мир в себе сохранить. Но я сегодня хотел бы сказать несколько слов о том, что Господь, когда вышел на проповедь, в первую очередь стал говорить народу о покаянии: покайтесь. И вот это покаяние, которое мы должны постоянно приносить в нашей жизни за наши прегрешения и пред Богом, и перед нашими ближними, это покаяние нужно приносить и за судьбы нашего народа, и за судьбы вообще всего мира. Нужно молиться обо всем мире, потому что если будет мир, то, как говорится в одной из молитв, «в мире, тишине егда и мы поживем». Но вот форма покаяния сегодня вызывает вопросы. Тем более что сейчас часто говорят, что нужно прекратить призывы к покаянию, призывы к тому, чтобы народ осознал те преступления против Бога, да и против человечества, которые были совершены в те уже далекие годы начала XX века. Но я думаю, что слова о необходимости покаяния вовсе не означают, что мы призываем не любить свою страну и свой народ. Покаяние должно быть внутренним, народ должен осознать те беззакония и преступления против Бога и Церкви, которые он совершил, разрушая народные святыни, разрушая душу человеческую и отвергая Бога, Создателя и Творца вселенной. И, конечно, это покаяние не может выглядеть так, как каялся пророк и царь Давид. И было бы никому непонятно, если бы мы призывали президента страны и губернаторов посыпать свои головы пеплом, одеться в рубище и со стенанием взывать к Богу о прощении тех далеких от нас прегрешений, которые были сотворены нашим народом. Покаяние состоит в другом. Церковь учит презирать и ненавидеть грех, но она учит любить человека, который является источником этого греха, потому что грех исходит от человеческой личности. И как говорил Иоанн Дамаскин, природа человека – она добрая. Он сравнивал душу человеческую с металлом, который заржавел. Святой говорил, что если очистить металл от ржавчины, то сразу же является естественный блеск металла. Так и через покаяние душа человеческая очищается от ржавчины греха, и является естественный блеск добродетели. Покаяние – это есть очищение человека и очищение народа от тех ошибок и тех заблуждений, которые он сотворил в далеком или близком прошлом. Покаяние наших руководителей состоит в том, чтобы они, во-первых, открывали закрытые и порушенные святыни, храмы и монастыри и передавали их Церкви. И, где возможно, содействовали строительству новых храмов, чтобы в этих храмах совершалась Божественная Евхаристия, чтобы в этих храмах приносилась умилостивительная бескровная жертва Христова. И народ во главе со своими священнослужителями и иерархами будет приносить покаянные молитвы и за грехи народа, и за свои собственные грехи. И эта бескровная жертва будет низводить и на каждого из нас, и на весь наш народ ту Божественную благодать, которая будет хранить нас от множества бед и скорбей: от войн, от жестокостей, от различных природных стихий. И когда мы призываем к покаянию, мы не предлагаем чернить нашу историю. То, что совершено в истории, уже совершено. И это наша история. И это наши отцы и деды совершили то, что не нужно было делать. А их кровь течет в наших жилах. Мы – плоть от плоти и кровь от крови тех, кто жил в те годы. Но они были лишены этой возможности покаяния. Нам это предоставляется. И тем более, когда мы видим священнослужителей, которые становятся инициаторами строительства храмов, в которых совершаются покаянные и благодарственные молитвы. И когда вместо руководителей народных, которые должны это делать, это делают священнослужители – это весьма похвально и досточтимо. И сегодня, совершая очередную Евхаристию здесь, в этом храме, мы молились и о народе нашем, и о стране нашей богохранимой, и о самих себе, и о наших ближних. Дай Бог, чтобы Вы довершили Ваши труды, отец настоятель, Ваши великие труды по строительству храма. Эти труды трудно оценить: их масштаб может знать только тот, кто их совершает, и то это открывается со временем. Как-то все уходит в прошлое, и даже мы сами начинаем удивляться, мы ли это сделали, и как вообще это было возможно! Поэтому дай Бог Вам крепости, сил и здоровья, успехов и здоровья Вашей пастве, чтобы Вы довершили это начатое богоугодное дело храмостроительства, чтобы этот дом Божий стал домом радости для людей. Домом, где человек начинает свою жизнь через святое Крещение во младенчестве, куда он приносит свои радости и горе в течение всей своей жизни, чтобы поделиться ими с Богом и попросить Божией помощи и крепости сил прожить достойную человеческую жизнь. И здесь же, в храме, человека напутствуют в путь всея земли, в последний путь, который уготован каждому из нас. Храм очень важен, и замечательно, что Вы его построили. Бог Вам в помощь! С праздником всех Вас поздравляем!

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Богоявленкский Собор Пенза

Адрес собора:

г.Пенза, ул. Октябрьская, 2/116. Тел.: 8(927)289-49-84, 39-49-84.

(ДК Железнодорожников)

www.bogoyav-sobor.com

Богоявленский Собор, г. Пенза

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook Социальной Иконка

Вопрос священнику