Чистые сердцем Бога узрят

Чудо у Вифезды

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, в третье воскресенье по святой Пасхе, мы с вами слышали удивительное евангельское зачало. Нужно сказать, что каждое воскресенье этого пасхального периода Святая Православная Церковь утверждает нас в каких-то очень важных истинах, относящихся к Воскресению Христову. Мы праздновали с вами неделю и воскресный день о Фоме, который усомнился в Воскресении Господа. Затем, в прошлое воскресенье, мы прославляли святых жен-мироносиц, которые немало потрудились, и которых Господь удостоил великой чести первыми увидеть Воскресшего Спасителя. Мы праздновали с вами память праведных Никодима и Иосифа, которые послужили немало во время погребения Господа нашего Иисуса Христа. А вот сегодняшняя неделя называется Неделей о расслабленном. Казалось бы, какое отношение она имеет к Пасхе? Но мы об этом с вами обязательно поговорим, потому что эта неделя и воскресный день о расслабленном тоже подтверждают нам одну очень важную истину, которая свидетельствует о Воскресении Господа, о Его постоянном присутствии с нами. О той великой милости, которой мы можем удостоиться, придя в храм Божий и пообщавшись с Самим Воскресшим Господом Иисусом Христом. Это евангельское чтение мы слышим почти каждое воскресе- ние в нашем храме, потому что оно читается еще и на водосвятном молебне. Оно повествует о том, как Господь пришел в Иерусалим на праздник и зашел в купальню, называемую Вифезда, или по- русски «Дом милосердия». Почему она так называлась? Это общая купальня, где мыли овец, прежде чем их принести в храм для жертвоприношения Богу. Эта купель имела пять крытых ходов, несколько этажей и ступеньки, которые спускались к воде. И вот с некоторого времени в этой общей купальне стало происходить чудо. Чудо такое: по временам, как сообщает нам Священное Писание, в эту купальню сходил Ангел Господень, и вода начинала бурлить. И кто первый входил в эту купель по возмущении воды, тот всегда исцелялся, какой бы болезнью он ни болел. Поэтому у Вифезды всегда было очень много народу. Давайте теперь представим, какие люди были там. Слепые, говорит Священное Писание, хромые, сухие, – то есть имеющие разные болезни. Все это были люди, которые ждали, не зная ни дня, ни часа, когда Ангел Господень сойдет в купальню. Поэтому они постоянно находились в этом месте, – огромная толпа больных людей, которые стекались сюда не только со всех пределов Иерусалима, Палестины, но и из других стран, поэтому кроме правоверных иудеев, как нам свидетельствует история, там были и язычники, узнавшие о целительных свойствах этой купели. Они приходили и оставались здесь жить. Такое можно себе представить, войдя в хоспис, но там сейчас мы не услышим таких стонов, потому что в наше время применяют сильные обезболивающие средства. Конечно, это была ужасная картина. Стоны, крики, толпа, ждущая возмущения воды. Эти люди друг друга толкали, кто-то, может, оступался и катился по ступенькам. Кто-то первым, кто-то последним падал в эту купальню, а потом выбирался из нее. Люди, которых сейчас принято называть цивилизованными, обходили это место стороной. Но были и другие люди, потому что Земля держится милосердием. По сей день есть такая поговорка «Не живет город без святого, а деревня – без праведного». Поэто- му, конечно, в этом месте были люди, которые творили добро и милосердие. Почему мы делаем такие выводы? Потому что сам Господь пришел в это место и подошел к одному человеку, который был расслабленным. Что такое расслабленный? Это парализованный человек. Его разбил паралич. У него не действо- вали ноги, руки. Он лежал на какой-то лежанке. Господь спросил его о его немощи. И больной сказал, что он болен тридцать восемь лет и уже долгое время ожидает своей очереди у купальни, чтобы исцелиться. У него не было другой надежды. Он мог бы лежать дома, мозолить глаза своим родным и близким. Но он понимал, что нет такой медицины, которая поднимет его на ноги. Но есть чудо, которое совершается в Вифезде. Он, наверное, попросил, чтобы его привезли туда и там оставили. Тридцать восемь лет расслабленный лежал. Конечно, он не смог бы так долго проле- жать там, если б кто-то за ним не ухаживал, если б кто-то не давал ему хотя бы скромную, но пищу. Были там люди милосердные, которые ухаживали. Но он не жаловался на свою участь, он не роптал на Бога. Он не призывал людей, которые бы лишили его жизни. Тогда люди и не помышляли о том, чтобы, как сейчас, призвать кого-то и совершить грех, по сути являющийся самоубийством. Сейчас стала распространяться эвтаназия, про которую говорят, что это хорошее, милосердное дело – вколоть больному человеку какое-то лекарство, чтобы он умер, потому что он этого хочет. А вот евангельский расслабленный был напитан терпением, он не хотел смерти. И он не обвинял никого из своего окружения. Господь спросил его: «Хочешь ли быть здоров?» Он говорит: «Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода» (Ин. 5, 6-7). То есть, не имею человека, который бы помог мне, заступился за меня, который бы, может быть, всех растолкал, но первым бы меня опустил в купальню во время бурления воды. Он никого не обвинял. И тогда Господь говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5, 8). И вдруг совершается великое чудо! Человек, тридцать восемь лет расслабленный жилами, у которого не работали, атрофировались мышцы, не работала часть сосудов, – вдруг почувствовал силу в своих руках, ногах, встал и пошел! Сейчас, когда мы читаем и слушаем Евангелие, для нас это очень просто. Да не просто это! Давайте вспомним человека, который сломает руку или ногу. Вот его забинтовали в гипс. Он месяц не ходил из-за гипса. После этого снимают гипс, врач говорит: «Иди». Сможет человек идти? Нет! У него атрофируются мышцы (за один месяц в гипсе!), и он не может идти, ему нужно время на какую-то реабилитацию. Вот, поймите теперь, какое чудо сотворил Господь. Он просто сказал этому человеку: «Ходи», и тот встал. Он даже не сказал Господу спасибо. Но он исполнил все, что Господь повелел ему. Он собрал свою постель и пошел. А по дороге его встретили иудеи и стали укорять: «Как ты в субботу можешь брать постель, ведь суббота – день покоя. Ты ничего не должен делать». А исцеленный отвечает: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи» (Ин 5, 11). Его спросили: «Кто Тот человек?» Исцеленный же не знал, Кто Он, потому что Иисус скрылся в народе (Ин. 5, 10-13). Иудеи возмущались, что кто-то нарушил закон, но они не вняли тому великому чуду, которое сотворил Господь. А этот исцеленный человек встретил 39 Господа в храме. Господь сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14). И вот человек этот спросил имя своего Избавителя и узнал, что имя Его – Иисус. И тогда он пошел и передал иудеям, что его исцелил Иисус. Какие мысли наполняли сердце исцеленного? Может, он хотел защитить себя, и ему было без разницы, Кто его исцелил. Может, он хотел сказать, что вот этот Человек сотворил великое чудо. Точного ответа мы не знаем, но в любом случае мы можем сказать, что Господь сотворил великое чудо! Великую милость дал этому человеку – дал исцеление. Люди ищут место, где происходит чудо. Или лучше сказать, где происходит встреча человека с Богом. Это место было единственное. Был еще храм. Почему сегодня святая Церковь говорит нам о расслабленном? Потому что и наше тело, и нашу душу обильно наполняют немощи. И мы очень часто ищем исцеления. И мы готовы запла- тить большие деньги, лишь бы избавиться от какой-то духовной или телесной немощи, одолевающей нас. И в этот момент, как это ни парадоксально, мы забываем, что Господь теперь всегда с нами, ибо по Своему Воскресению Он сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Но мы начинаем ходить по разным, порой сомнительным, местам, забывая о том, что мы постоянно встречаемся со Христом в храме Божьем. Мы внимаем словам Спасителя через чтение или через слушание Священного Писания. Мы постоянно приобщаемся к Тайнам Христовым, соединяемся с Господом и при этом остаемся не в полном удовлетворении. Почему так происходит? Да потому что мы не имеем глубокой веры. Мы можем делать разные движения. Некоторые даже ищут старцев, стараясь объехать весь современный православный мир, считая, что надо найти такого батюшку, который все бы за нас сделал. Помолился бы, исцелил. А Христа как бы отодвигаем в сторону. Один такой человек подошел к преподобному отцу Варсонофию и стал просить, чтобы преподобный спас его своей молитвой. На что старец ответил: «Я все сделаю для тебя и отдам все, но ты сам хотя бы немного потрудись для спасения своей души». В свое время и я был свидетелем подобной краткой встречи одного человека со старцем Троице-Сергиевой Лавры. Этот человек так, 40 на ходу, как бы бросает батюшке фразу, потому что батюшка его знал. Он говорит: «Батюшка, помолись за меня». А старец ему отвечает: «А ты сам не ленись». То есть, когда мы хотим что-то получить в нашей жизни, мы не должны забывать о Воскресшем Христе, который пришел на землю нашего ради спасения. Который показал Свою Божественную сущность, чтобы мы понимали, что только через Него к нам приходит спасение, избавление и исцеление. Чтобы мы не искали никаких целителей, не искали никаких других врачей, кроме самого Господа. Ведь всякая немощь, которая дается человеку – дается ему во спасение. Если мы прежде времени избавляемся от своей немощи или посетившей нас страсти, значит, мы хотим духовно погибнуть. Потому что телесная и духовная немощь исправляет стопы человека в этой жизни. Потому что она напоминает, кто мы есть на самом деле и что мы на земле временно. Лишь помня об этом, мы можем бороться со своей гордыней, со своей надменностью, со своим превозношением, со своими далеко идущими планами, которые мы строим в жизни. Когда посещает человека немощь, он понимает, что все планы его ничтожны, им не суждено осущест- виться. Потому что он теряет свои силы. И тогда только человек начинает смиряться. И мы должны нести свои немощи до тех пор, пока рука Господня не коснется нас и не исцелит нас. Но об этом нужно просить самого Творца, и помнить о том, что Господь всегда с нами во все дни. Его одного нужно искать, к нему приходить. И когда коснется нас Божественная Десница, тогда только человек сможет полно исцелиться. И это исцеление будет не только телесное, но исцеление духовное. Такой человек будет пригоден для Царствия Небесного. Аминь.

Богоявленкский Собор Пенза

Адрес собора:

г.Пенза, ул. Октябрьская, 2/116. Тел.: 8(927)289-49-84, 39-49-84.

(ДК Железнодорожников)

www.bogoyav-sobor.com

Богоявленский Собор, г. Пенза

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook Социальной Иконка

Вопрос священнику