Чистые сердцем Бога узрят

Притча о талантах Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, мы с вами слышали удивительную евангельскую притчу о талантах. Некий господин отправился в дальнюю страну и призвал перед этим своих рабов. Одному он дал пять талантов, другому – два, а третьему – один. Каждому по его силе. Господин дал эти таланты на время, чтобы рабы воспользовались ими и приобрели еще таланты. Через некоторое время правитель вернулся и призвал к себе своих рабов, чтобы те дали ему ответ, кто, сколько приобрел талантов. Тот человек, которому владыка дал пять талантов, принес ему десять, тот, которому два – четыре. Он похвалил этих рабов и сказал: «Войдите в радость господина своего» (Мф. 25, 21). Однако человек, которому он дал всего один талант, рассудил таким образом: господин мой очень жестокий человек, он жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал. Поэтому я скрою этот талант в земле, и когда он придет, верну ему его. Пусть он не спрашивает с меня более этого. Таким образом, последний из слуг принес правителю данный ему талант, о котором он не пожелал потрудиться. На это господин сказал: «Лукавый раб и ленивый! (…) Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. А негодного раба выбросите во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». (Мф. 25, 26-30) Конечно, в этом евангельском повествовании говорится не о деньгах, которые раньше называли талантами (один талант равнялся 16,8 кг золота). Сегодня мы говорим о других талантах. Это – те способности, которые даются человеку свыше. Они приобретаются от рождения, и разные люди обладают самыми различными способностями. И никто не должен завидовать тому человеку, у которого этих способностей больше. Господь дает каждому столько талантов, сколько тот может понести. Но некоторые не пользуются этими талантами. Некоторые зарывают эти таланты в землю, и тогда они не приносят достойно- го плода. Как можно понять это выражение «зарыть таланты», куда именно зарывается талант? Святые отцы говорят о том, что человек зарывает таланты в свою плоть. Что значит в плоть? Понятия плоти и тела у святых отцов имеют разное значение. Тело является составной частью существа человека, а плоть – это вместилище всех его грехов и пороков. Зачастую современный человек зарывает данный ему от Бога талант в свою плоть, которую он ублажает, услаждает в течение всей жизни. Он направляет данное ему свыше богатство души на удовлетворение своих индивидуальных плотских потребностей. Кроме себя он никого в своей жизни не видит. В сегодняшнем евангельском слове Господь говорит нам о том, что мы не должны заботиться только о себе и о своей плоти, об ублажении своих страстей, которых у нас немало. Пьянство, наркомания, блудная страсть, нажива – море страстей захлестывает современное человечество. Мы видим, что когда человек поражен тем или иным грехом, он никого и ничего не видит. Именно в таком состоянии он приносит в жертву страстям данные ему Богом таланты, становясь рабом своих страстей. Однако Господь напоминает нам, что мы обязаны приумножать свои таланты. А умножать мы их можем только по отношению к своим ближним, совершая дела добра, жертвенности и любви. Любой талант, чтобы его развить, требует жертвенности. Мы знаем, что, для того чтобы выучить язык, человеку, даже имеющему определенные способности, нужно приложить немало усилий, чтобы достичь результата: пожертвовать развлечениями, танцами, просмотром телевизора. Чтобы развить музыкальный талант, также необходимо много заниматься, брать уроки сольфеджио, вокала, регулярно музицировать. Чтобы стать профессионалом в любом деле, нужно уметь жертвовать чем-то. Только тогда возможно приумножить свой талант и принести пользу окружающим людям. Можно, конечно, не приумножать, можно любить все то, что есть в этом мире, но это не является тем богатством, которое мы возьмем в жизнь вечную. Господь же призывает нас к тому, чтобы мы приобретали сокровища, которые никто не украдет, которые моль не поест и ржавчина не разрушит. Вот эти богатства мы и должны приобретать для Царствия Небесного. Есть такая старинная народная притча. У одного человека было трое друзей, двух из них он очень сильно любил, а к третьему испытывал чувство неприязни. Когда он отправился в дальний путь, первый друг, к которому он был особенно расположен, сказал ему, что не может с ним пойти, так как очень занят. Второй друг лишь проводил его за ворота и там с ним распрощался. И только третий друг, с которым он и не очень-то общался, не оставил его и отправился с ним в дальнее путешествие. Первым другом являются наше богатство, земная слава и тще- славие, которым мы служим в течение всей своей жизни. Мы много прилагаем усилий к приумножению богатства, терпим лишения, чтобы хоть чуть-чуть повысить свой статус. Но когда мы умираем, этот друг в первую очередь покидает нас. В тот мир мы не возьмем ни свою славу, ни честь, ни богатство. Второй друг, которому мы служим – это наши родственники. Порой мы отдаем им все, думая, что настанет старость и появится время для своей души: будем ходить в храм и молиться. Однако с нашим выходом на пенсию у родственников появляются новые запросы, а мы не можем по привычке им отказать. Поэтому продолжаем для них работать. Но когда наступает смерть, близкие провожают лишь до могилы. Никто не ляжет рядом, все вернутся к своим заботам. Это тоже ненадежный друг. Кто же тогда надежный друг? Кто не оставит нас в вечности? Этот друг – добрые дела, которые мы совершили в этой жизни и которые сопровождают нас до Страшного Суда и там свидетельствуют о нашей жизни. Почему же в притче этот третий друг оказывается нелюбимым? Все происходит, оттого что мы не расположены к совершению добрых дел. А это верный признак, что мы друг друга не любим. Вот о чем говорит нам Господь в сегодняшнем Евангелии: об умножении добрых дел и, тем самым, своих талантов. Каждому Господь дает свой талант. Мы не сможем понести крест, который несет наш президент, наш премьер, Святейший Патриарх. Или, возьмем ближе, инспектор ГАИ, который несет свою службу и днем, и ночью в любую погоду. Человек сможет понести только тот талант, который ему дан свыше. И пусть каждый на своем месте совершает те дела добра, которые он может сделать. В то же время, мы сегодня слышали, как Господь осудил того человека, который не приумножил таланты. Неизвестно, сколько талантливых людей не только не приумножили, но и данные им способности применили во вред окружающим. Они стали гениями зла. Во-первых, это ересиархи: от Ария и до сего дня. А разве не были талантливыми людьми Сталин или Гитлер? Или, например, философ Зигмунд Фрейд, который приучил к распутству весь мир и оправдывает это своим греховным мировоззрением. Одно дело – не приумножить таланты, и совсем другое дело – направить эти таланты на усиление зла в этом мире. Многих подобных людей уже нет на этом свете, но их дела творятся, их философия по сей день смущает сотни тысяч доверчивых душ. Вот от чего сегодня нас предостерегает Священное Писание. Христос учит нас, что, будучи талантливым человеком, нужно всю жизнь посвящать служению Богу и ближним, служению Отечеству, как это делал ныне празднуемый святой благоверный князь Александр Невский. Мы привыкли говорить о том, что этот князь был великим полководцем. Но не за это Церковь причислила его к лику святых. Да, он в двадцать лет победил на Неве противника, а во время битвы на Чудском озере ему было всего двадцать два года. Представьте себе сегодняшнюю молодежь – многие ли готовы повторить этот подвиг? Но самое главное и славное святой князь Александр совершил уже после блистательных военных побед. Некоторые за это называли его изменником, отступником и предателем. Он пять раз ездил в Орду. Смиряя себя, он стоял на коленях пред ханами, чтобы они не шли на разоренную Русь, не облагали ее новой данью. Он знал, что они не требуют ничего, кроме земных богатств – не то, что Запад, который всегда требует от нас отрече- ния от нашей православной веры. Для Запада самое неприемлемое, что только есть в русских людях – это Православие. Папские легаты предлагали Александру Невскому помощь в борьбе с татарами и великие почести от всей Европы при одном только условии: что он примет латинскую веру и поклонится Папе. Поэтому святой благоверный князь и вел диалог с монгола- ми, поскольку те не требовали от русского народа отречения от своей веры, они не ущемляли нашу Церковь. Им было нужно только материальное, на душу же они не покушались. Александр просил их лишь не превышать той меры дани, которую не сможет понести русский народ. И ему удавалось это, но его хулили и осуждали. Конечно, лучше быть героем на поле брани, нежели терпеть все это. Но он претерпел и тем самым дал возможность Руси передохнуть и собраться с силами. И пришло то время, когда наш народ скинул ордынское иго. Вот как следует применять те таланты, которые Господь дает человеку. Можно их посвятить своему Отечеству, своему народу. А можно закопать в своей плоти, в страстях и прихотях: курить, пить, колоться, жить для себя, развлекаться каждый день, заниматься шопингом в огромных магазинах, которые строятся каждый день в Москве. И строятся-то они, не потому что действительно нужны, а из-за того, что на них есть большой спрос. Зайдите в любой подобный магазин, и вы увидите там народа больше, чем сейчас стоит в храме. Нам не нужна духовная пища, нам нужна земная. Мы готовы все свои таланты, все свои возможности приносить в жертву страстям. В этой погоне за земными благами мы забываем о ближних, о тех, кто нуждается в нашей любви и поддержке. Сегодня Церковь, дорогие братия и сестры, в очередной раз говорит нам об этой, казалось бы, всем известной истине. Не надо зарывать свои таланты, не надо их употреблять во зло. Нужно жить так, чтобы, когда Господь призовет нас к Себе, мы могли показать данные нам таланты, приумноженные делами добра и милосердия. Аминь.

Богоявленкский Собор Пенза

Адрес собора:

г.Пенза, ул. Октябрьская, 2/116. Тел.: 8(927)289-49-84, 39-49-84.

(ДК Железнодорожников)

www.bogoyav-sobor.com

Богоявленский Собор, г. Пенза

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook Социальной Иконка

Вопрос священнику