Чистые сердцем Бога узрят

О живой воде веры Христовой

Всех вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, поздравляем с воскресным днем и с памятью Святителя и Чудотворца Николая. Сегодня удивительный день, потому что мы с особым трепетом переживаем евангельское чтение, которым поделилась с нами Святая Православная Церковь. Чтение, в котором рассказы- валось о встрече Господа нашего Иисуса Христа с самарянкой. Проходя через Самарию, Господь утрудился в пути и сел у колодца. Когда к колодцу пришла женщина почерпнуть воды, Иисус сказал ей: «Дай Мне пить». «Как ты, будучи Иудей, – спросила она, – просишь пить у меня, самарянки?» (Ин. 4, 7-9). Она так спросила, потому что иудеи с самарянами не общались. Самарянка эта была обычной женщиной и даже, может быть, не так уж и благочестиво жила, поскольку, как говорит нам сегодняшнее евангельское повествование, она имела пять мужей. И тот, которого «ныне имела», по словам Христа, не являлся ей мужем. Но у этой женщины было очень искреннее и любящее Господа сердце. Она задумывалась о духовных вопросах, и об этом мы тоже узнаем из Евангелия. Так вот, в ответ на ее вопрос Господь произнес такие слова: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4, 9-10). Самарянка, поначалу решив, что Он говорит ей о простой воде, сказала: «господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?» (Ин. 4, 11), на что Господь ей сказал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» (Ин. 4, 13-14). Конечно, Господь говорил ей не о той воде, которую мы пьем, чтобы усладить и утешить свое физическое тело. Конечно, Господь говорил о вере, которую она получит и которая ей даст полное внутреннее и духовное утешение. И больше ничто в этой жизни не будет ее мучить, и больше ничего в этой жизни она не будет искать, потому что обретет истинного Бога. А Он есть и покой, и Живот, и Путь, – то есть все необходимое для жизни человеческой. И когда Господь открыл эту великую тайну, она не стала спрашивать у Бога, как мы бы, наверное, спросили: «А что будет в моей будущей жизни? Что будет с моими детьми, с моими мужьями? А какая у меня будет работа, какой достаток? А во сколько лет я умру? А будут ли у меня деньги для продолжения дальнейшей жизни?» Она забывает обо всем. Она спрашивает только одно потребное, что волновало ее в жизни. Она спрашивает о том споре, который был между иудеями и самарянами. Иудеи не признавали самарян, потому что они не признавали чистоту крови. И потому самаряне старались избегать общения с иудеями. Они не ходили молиться в Иерусалимский храм. Но верующий человек не может не молиться. Тогда они на горе Горизим построили свой храм и в этом храме молились. Но иудеи говорили им, что это неверный храм и что их молитвы Господь не слышит. И вот она вопрошает Господа именно об этом: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4, 20). Господь сказал, что спасение от иудеев, что эта молитва не является верной. Но «настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут покло- няться Отцу в духе и истине» (Ин. 4, 23). И что же самарянка, когда услышала эти Его слова? Когда она увидела перед собою Пророка, она сказала: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» (Ин. 4, 25). Господь отвечает ей: «Это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4, 26). Что происходит в это время с самарянкой? Происходит ее внутренний переворот. Она узнала самое главное в жизни. Она, может быть, размышляла о Мессии, она знала Священное Писание. И тут вдруг с ней случилось такое великое счастье: она увидела Его палящий взгляд, она услышала Его Божественные слова. И, несмотря на то, что она прошла несколько километров из города к колодцу Иакова, чтобы набрать воды, она забывает про это, бросает свой водонос. Она забывает о своем труде, забывает о земной чести. Она забывает обо всем и бежит в город. И каждому встречному говорит: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4, 29). Она уже не могла жить спокойно, она каждому говорила, каждому объясняла и каждого убеждала. Какое было ее слово – маленькое или большое? Мы знаем из Священно- го Писания, что многие самаряне уверовали в Господа по ее слову. Весь город вышел навстречу Христу. И пригласил Его. И Господь говорил перед ними. И они слышали Божественные слова. А потом подходили к самарянке и признавались: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4, 42). Это удивительное евангельское событие в этот пасхальный период напоминает нам о той великой благодати, которую мы получили от воскресшего Господа. Каждый из нас внутри себя пережил Пасху Христову. И сердце каждого из нас наполнилось той же радостью и восторгом, которые пережила самарянка. И сегодня, вспоминая о ней, Святая Церковь призывает каждого из нас не держать в себе эту Божественную Благодать. Не должно быть самодовольным и самодостаточным, а должно идти в мир и проповедовать о Христе, убеждая своего ближнего. Каким образом мы можем убеждать окружающих нас людей? Конечно, мы не будем их убеждать так, как это делают сектанты: иеговисты, баптисты и прочие модернисты, каждому встречному всовывая какой-то журнал или навязывая свои разговоры. Такой номер сейчас не пройдет, он всем уже приелся. Но как же нам, христиа- нам, проповедовать Христово Воскресение? Ответ на этот вопрос можно найти в житии святителя Николая, чью память сегодня празднует Святая Церковь. Мы не встретим в его житии указания на то, что он ходил и всех убеждал в истинно- сти христианства. Конечно же, он как пастырь Христовой Церкви проповедовал слово Божественной Истины. Но самая главная и глубочайшая его проповедь заключалась, конечно, в его христиан- ской богоугодной жизни. Где слышалось горе, где человеку тяжело дышалось, там всегда был святитель Николай. Он никогда никого не оставлял делами милосердия и любви. Кто бы ни воззвал к святителю Николаю при жизни или по его блаженной кончине, он и по сей день помогает каждому из нас. И даже тем, кто не знает о нем, святитель Николай является и помогает в трудную минуту. Вот это – яркий пример живой проповеди Христа. И если мы будем со всеми общаться как христиане, если будем творить добрые дела, то люди, видя наши дела, как говорит нам святитель Тихон Задонский, «да прославят Отца вашего, Иже еси на небесех». Потому что каждый человек задастся вопросом: «А почему этот человек добрый, почему он такой внимательный? А почему он матом не ругается, почему не курит?» А ежели женщи- на, то почему она не в брюках? Почему у нее на голове платочек? Да потому что она христианка. А почему у нее такое чистое лицо, чистый взгляд? Да потому что она с мужем никогда не ругается. Потому что у нее всегда радость в сердце. Она не ищет причину, чтобы устроить какой-то скандал. И от этого лицо ее просвещается, взгляд становится чистым. Этим и отличаются христиане. А если этого человека попросить о помощи, он всегда придет, он всегда поможет, не откажет. Он не будет считаться со своим временем, не будет высчитывать, убыточно ему это или выгодно. Он всегда будет творить добрые дела. Вот в этом и заключается христианство. Этот путь и показывает нам самарянка – святая мученица Фотиния, которая до смерти проповедовала Христа. И об этом свидетельствует святитель Николай. Недавно я прочитал про очень интересный и известный случай. К своему сожалению, я не знал, что в Москве есть храм святителя Николая в Подкопаях (от слова «подкоп»). И вот прочитал о том, какое чудо совершил в нем святитель Николай. В позапрошлом веке в одном московском храме в честь святителя Николая старостой служил богатый, состоятельный купец. Раньше в старосты выбирали богатых людей, которые могли бы содержать церковь. Потому что всегда тяжело по копейке собирать, чтобы храм либо построить, либо отремонтировать, либо закупить в него какую-то утварь. Вот в этом храме служил очень богатый купец, и он каждый день почитал святителя Николая. Читал ему акафист. И вдруг какой-то злой рок постиг его: купец стал разоряться. Может, кто-то его обманул. Может, его корабль с товаром затонул в море, такое тоже случалось в те времена. И этот человек стал настолько бедным, что у него даже не было денег на пропитание. И тогда он стал молиться святителю Николаю: «Святитель Николай, я тебе всегда молюсь, почитаю тебя, а ты меня забыл, отставил. Я оказался в такой нищете.… Что же мне делать-то?» И вот так он проплакал полночи и заснул. А во сне явился ему святитель Николай и говорит: «Иди в Церковь и возьми у моего Образа богатую золотую ризу». А в этом храме был образ святителя Николая, и на него отлили золотой оклад, который был усеян драгоценными камнями. И Святитель велел: «Иди и возьми с моей иконы этот оклад». Староста проснулся и думает: «Ну, как я возьму? Какое-то искушение…» На следующую ночь это видение повторилось. Он тогда говорит святителю Николаю: «Ну, как я пойду? Днем там люди, а ночью храм закрыт». Тогда святитель Николай ему сказал: «Иди и напротив моего Образа устрой подкоп под фундамент. Войдешь, заберешь оклад, продашь его и начинай заново свое дело. А когда разбогатеешь, вернешь точно такой же оклад на мою икону». Староста опять засмущался. И только после того, как святитель Николай явился ему в третий раз, он все исполнил. Пошел ночью, сделал подкоп, зашел, перекрестился, облобызал икону, снял оклад и принес домой. Даже не стал и закапывать эту яму. Снял с оклада все драгоценные камни, продал. Выручил большие деньги. Растопил золото. Слиток золотой тоже продал. Деньги большие выручил и заново стал развивать свое дело. И дело пошло у него очень хорошо. Вскоре он опять восстановил свое положение и стал еще более богатым человеком, чем был. И тогда он вспомнил слова святителя Николая и сделал точно такой же оклад из золота и драгоценных камней. Но перед этим он, как благочестивый человек, подошел к священнику, к настоятелю этого храма, и говорит: «Батюшка, благослови меня сделать точно такой же оклад, как был». А батюшка говорит: «А зачем такой? Может, другой сделаешь?» А купец отвечает: «Нет, я хочу сделать такой же, как на ризе, на иконе святителя Николая». Батюшка перечить ему не стал, зная, что богатые люди обычно немножко своенравные. «Ну ладно, – говорит, – делай, что хочешь». Сделал купец этот оклад, приносит его в церковь. По этому случаю было торжество, отслужили Литургию, отслужили молебен, покропили оклад и повесили на икону. Люди смотрят и говорят: «А почему на один оклад вешают другой, такой же?» Тогда купец, видя на их лицах удивление, после того как повесили оклад, рассказал им свою историю. Но народ говорит: «Совсем купец с ума сошел от своего богатства». Ему не поверили и подняли на смех. Тогда купец попросил мастера снять оклад. И когда с Образа святителя Николая сняли оклад, то оказалось, что под новым окладом никакого другого оклада нет. А людям все это время казалось, что оклад был на иконе! Вот такое чудо совершил святитель Николай.  И он действительно совершает очень много чудес и оказывает всевозможную помощь всем тем, кто обращается к нему в святых молитвах. И мы в своей жизни никогда не должны, дорогие мои, унывать и думать, что мы одиноки. Нельзя думать, что жизнь закончилась, когда у нас что-то не получается. Жизнь есть жизнь: кто-то разорился, у кого-то любовь несчастная, у кого-то дети непослушные, у кого-то бизнес не идет. И люди начинают унывать. А унывать ни в коем случае нельзя! А в таких случаях нужно усиливать свою молитву. Ну и мы сами, дорогие мои, конечно, должны учиться у святителя Николая не быть такими, знаете, потребителями. Мы последнее время очень любим быть потребителями всех благ. Один проповедник хорошо сказал, что современный человек приходит в храм не Богу послужить, а себя обслужить. Как в супермаркет. «Я Тебе свечку, а Ты мне вот это дай». Как монетку опустил – и хороший продукт в супермаркете взял. Нет, конечно, не для этого мы приходим в храм Божий. А чтобы научиться от святителя Николая его ревностной любви, творите дела милосердия. А у самарянки мы сегодня должны научиться ее ревностному служению Богу, ее желанию проповедать всем о явившемся Христе, ну а нам, дорогие мои, – о Воскресшем Христе. Аминь.

Богоявленкский Собор Пенза

Адрес собора:

г.Пенза, ул. Октябрьская, 2/116. Тел.: 8(927)289-49-84, 39-49-84.

(ДК Железнодорожников)

www.bogoyav-sobor.com

Богоявленский Собор, г. Пенза

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook Социальной Иконка

Вопрос священнику