Чистые сердцем Бога узрят

Как жить христианину в современном мире

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, мы вновь прославляем воскресшего Христа. Антипасха. Вроде бы, если разбирать это слово, то современный человек скажет, что что-то в нем есть от атеизма. Противопасха. Но «анти» здесь употребляется в другом смысле: «анти» – вместо Пасхи. Мы не можем праздновать и совершать такой же чин, какой мы совершаем во время Пасхи, но мы все равно каждое воскресенье в течение всего года будем петь Пасхальные гимны или, лучше сказать, гимны Воскресшему Христу Жизнодавцу. Воскресение Христово мягко ложится на наше сердце. Мы принимаем Пасху Христову и радуемся ей. С особой радостью, конечно же, встретили Пасху Христову те, кто совершал какой-то подвиг в течение Великого поста. Но Пасха Христова, или Воскресение Христово по сей день является камнем преткновения для очень многих. Потому что многие люди и верят и не верят в Него. Но в этом нет ничего странного. Может быть, даже в этом нет ничего страшного, потому что человек в течение своей жизни, в конце концов, приходит к пониманию Воскресения Христова. Не верили в Воскресение Христово и Его ученики. Помните, когда жены-мироносицы первыми пришли ко Гробу, то воскресший Господь дал им увидеть тайну Своего Воскресения. Ангелы возвестили им, что Господь воскрес. А Мария Магдалина увидела Воскресшего Христа своими очами. И когда они, вернувшись от Гроба, говорили ученикам о том, что Христос восстал от смерти, то Священное Писание передает, что апостолы не поверили им. Когда и другим ученикам являлся Господь, многие из апостолов все равно оставались в неверии и смущении. И тогда Господь, как вы сегодня слышали в Евангелии, явился ученикам, которые собрались в Сионской горнице, «дверями затворенными», то есть когда двери горницы были заперты, потому что апостолы боялись иудеев, которые распяли Господа и теперь могли бы отомстить Его ученикам. Итак, они собирались тайно, собирались вечером, собирались «дверями затворенными», запирая двери на большие засовы. И вот Господь явился им «дверями затворенными». То есть очень важно, что Он прошел через закрытые двери, и они почувствовали Божественную суть Самого Господа и Его Воскресения. Какие первые слова Господь сказал ученикам? Он сказал: «Мир вам!» (Ин. 20, 19). Ведь к тому моменту апостолы были в смятении, в смущении, они потеряли внутренний мир, внутреннее равновесие. В их душах господствовал страх. Они больше не могли думать ни о чем, кроме опасности, нависшей над их жизнью. Они осмысливали события земного пути Христа Спасителя, снова и снова задаваясь вопросом о том, почему случилось так, что Его распяли? Хотя в этом не было ничего неожиданного, и ученики Христовы знали, что это должно случиться, и читали Священное Писание. И ведь Воскресение Христово было по Писанию, как мы поем в сегодняшний день: «И Воскрес в третий день по Писанию». То есть уже не раз было сказано святыми пророками о том, что Христу придется пострадать, умереть и в третий день воскреснуть. Но ученики не могли вместить в себя этих слов, им было страшно. И вот Господь Своим первым явлением возвращает им внутренний мир. Что же Он сказал им потом? Он стал обличать их за неверие. Но у апостолов уже не было неверия. Они увидели Божественного Учителя, Который не просто прошел «дверями затворенными», показывая Свою Божественную сущность, но и попросил у них есть и ел с ними рыбу и мед. Он поступил так, чтобы ученики не сомневались в том, что Он не дух и не какая-то галлюцинация. Конечно, был мед, хлеб, конечно, была вода. Конечно, сердце выпрыгивало у учеников из груди, потому что они увидели своего Воскресшего Божественного Учителя. У них была глубочайшая радость! Но среди них не было апостола Фомы. И в этом тоже проявился Божественный Промысел. Промысел о том, чтобы показать нам, какие могут быть последствия, если человек не будет верить в Воскресшего Христа. Почему сегодня, в Фомино воскресенье, мы вспоминаем Фому, который не поверил в Воскресение Христа? «Фома неверующий» называем его. Хотя он не был неверующим, он был сомневающимся. Он сомневался в Воскресении Христовом. И вот – второе воскресенье по Пасхе посвящается именно тем, у кого после Пасхи возникают сомнения в Воскресении Христовом. И что происходит с таким человеком? Вот представляете, все ученики поверили в Воскресение Христово. Их сердца были наполнены глубочайшей радостью. Может быть, радостью, подобной той, что мы испытываем в день Пасхи, когда после ночной службы мы христосуемся, разговляемся, делимся друг с другом Пасхальной радостью. И нам совершенно непривычно видеть человека, который в этот день грустит. Ну какая может быть печаль в этот день? Ну, какая может быть скорбь, затмевающая праздник Воскресения Христова? Нет такой печали, нет такой скорби, нет такой боли! Мы не понимаем таких людей. И вот среди апостолов, после того как им явился воскресший Господь, появляется Фома. Его собратья взахлеб рассказывают, перебивая друг друга, о явлении Воскресшего Господа. Рассказывают о том, что сначала Господь явился женам-мироносицам, потом отдельно Марии Магдалине, потом Еммауским путникам, потом и другим апостолам. А Фома говорит: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). И он не мог радоваться, он томился все эти дни. Потому что он не поверил в Воскресение Господа. Конечно, Господь попустил это, для того чтобы ответить на вопрос миллионов людей, сомневающихся в Воскресении Христовом. Он знает, что Воскресение Христово – это камень преткновения для многих. Но это и основа нашей веры, говорит апостол Павел. «Если Христос не воскрес, – пишет он в 1 послании к Коринфянам, – то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14), то есть тогда тщетна наша вера и напрасны наши упования. Ведь если Христос не Воскрес, то мы мертвецы. Мертвецы, которые также умрем и пойдем в неизвестность. В лучшем случае. В худшем – попадем в ад и будем томиться в аду, как все ветхозаветные люди. От святых до грешников. Но если Христос Воскрес, если Христос победил смерть вместе с плотью человеческой, значит, Он каждого из нас, верующих в Него, ввел в эту вечную жизнь. Если Христос Воскрес, значит, и мы имеем жизнь вечную. Значит, не заключена наша жизнь в эти земные рамки. В эти 70, от силы 80 лет земной жизни. Значит, перед нами еще вечность вместе со Христом, вместе со святыми, вместе с Ангелами. Вместе с нашими родными и близкими, которые живут сегодня или которые ушли в мир иной. Вот я отпевал на второй день Пасхи усопшую. Подходит одна бабулька и говорит: «Ну, Татьяна, прошшай… Больше мы с тобою никоды не увидимся…» Я говорю: «Скоро увидишься». А та, бедная, даже плакать перестала от страха. Потому что так может говорить только неверующий человек – «больше мы не увидимся». Но верующий-то человек понимает, что он, наоборот, скоро увидится. И будет в той жизни прославлять Воскресшего Христа. В Жизни, где нет ни скорбей, ни печали, ни воздыхания, только одно блаженство. Как все это будет, мы не можем себе предста- вить. Мы можем сравнивать, что-то воображать, но апостол Павел говорит: «Да ничего вы не знаете». Он был восхищен до третьего Неба. И вот апостол Павел, один из ученейших мужей, иносказательно говорит о себе, что он знает человека во Христе, который «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 4). То есть самый ученый муж не мог выразить языком своим, земным языком то, что он видел там, в Царствии Небесном. Он говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Мы не представляем, что такое Воскресение Христово. Но в то же время Воскресение Христово является и по сей день для кого соблазном, а для кого безумием. Потому что человек пленный, смертный. Он не может представить, как возможно после смерти воскресение. Как после небытия может быть бытие. Он думает о том, что и душа его умирает и разлагается вместе с бренным телом. Но есть законы физики, которые сегодня открыты всему миру. И ничего, что есть в этом мире, не может исчезнуть, – это закон. Может только перейти в другие формы, обрести другие формы, но исчезнуть не может, – об этом вам скажет любой философ, любой ученый. Так же, как не может исчезнуть наше бренное тело, которое превращается в землю. Из земли оно было создано, и из земли воссоздастся во время Второго Пришествия. Так и душа наша не может раствориться, приобретая иную форму, иную сущность в обителях Отца нашего Небесного. Поэтому так важны для нас сегодня слова Господа, Который отвечает каждому неверующему человеку на вопрос о Своем Воскресении. Он отвечает очень эмоционально, на примере апостола Фомы, который целую неделю мучился. Те из апостолов, кто поверили – они радовались. Те, кто верит сегодня в Воскресшего Христа, радуется Пасхе Христовой, радуется событиям Воскресения Христова. А тот, кто не верит во Христа, пусть посмотрит на апостола Фому, который мучился целую неделю. А ведь есть много людей, которые мучаются без Христа и без веры всю свою жизнь. Томятся, как апостол Фома, переживают. В то же время, конечно же, есть ученый разум. Есть те люди, которые говорили о том, что Господь не Воскрес, что Его страдания были призрачны- ми. На что опять-таки отвечает Господь этому пытливому уму апостола Фомы, который, как и многие, хочет сначала потрогать, пощупать, вложить, а потом только поверить. Господь вновь явился святым апостолам в восьмой день, то есть в сегодняшний день по Пасхе. Вновь Он их благословил и сказал замечательные слова, возвращая им внутренний божественный мир: «Мир вам». А затем обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27). Восторг апостола Фомы от встречи со Христом был такой, что он уже не требовал вложить свои персты в Его раны. Он сразу воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 28). Эти слова очень важны и значимы для нас. Это первое свидетельство о том, что Христос является Богом нашим. Сейчас ходит много людей, различных сектантов, которые говорят о том, что Христос не является Богом. Он может, говорят, являться Сыном Божьим, но не являться Богом. Тогда мы говорим: «Если вы не верите нам, поверьте Священному Писанию, в котором апостол Фома исповедует Христа Богом». И в этом нет ничего странного, потому что сам Христос сказал своим ученикам: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9). Поэтому апостол Фома исповедует Христа своим Богом, и для нас важно это исповедание. Через апостола Фому мы тоже приобретаем глубочайшую веру в Воскресшего Христа. Пусть от нас уйдет всякое сомнение, всякое смущение, которое точит наши души и наши сердца, которое вводит нас в заблуждение в этой земной жизни. Пусть мы сегодня также уверимся в том, что Христос действительно Воскрес. Эта глубочайшая вера произведет в нас внутренние изменения, как она некогда произвела внутренние изменения во святых апостолах, которые пошли, в том числе и апостол Фома, по всему миру проповедовать Весть о Воскресшем Господе. Они стали подлинными свидетелями этого Воскресения. Помните, апостол Иоанн Богослов в своем 1-м Послании говорит о том, что пришел возвестить «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши» (1 Ин. 1, 1). Поэтому им уже ничего не было страшно в этой жизни. И не было ничего важнее, чем проповедь о Воскресшем Господе. Проповедь даже до смерти. И сегодня Святая Церковь призывает нас не смущаться, не сомневаться, а жить согласно той проповеди, той жизни и смерти, которую нам открывает Церковь. Чтобы мы в жизни своей всегда были свидетелями Воскресшего Господа. Аминь.

Богоявленкский Собор Пенза

Адрес собора:

г.Пенза, ул. Октябрьская, 2/116. Тел.: 8(927)289-49-84, 39-49-84.

(ДК Железнодорожников)

www.bogoyav-sobor.com

Богоявленский Собор, г. Пенза

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook Социальной Иконка

Вопрос священнику